Сайт Сухой Ольги Андреевны, канд. пед. наук,

учителя русского языка, литературы и мировой художественной культуры

+7 (843) 523-46-44

МБОУ «Гимназия № 20 "Гармония"»

Текстовые документы, изображения (разворачиваются при нажатии)

Столкновение мира природы и человека в стихотворении В. Высоцкого «Баллада о двух погибших лебедях»

Автор работы: ученица 7 «А» класса, Ш.Ю.А.

Учитель: Сухая Ольга Андреевна, учитель русского языка
и литературы высшей квалификационной категории

X республиканские Кирилло-Мефодиевские юношеские научные чтения
Секция русской литературы

Казань, 2013

Столкновение мира природы и человека в стихотворении
В. Высоцкого «Баллада о двух погибших лебедях»

Введение

Белоснежный лебедь, прекрасный, чистый, царственный, связанный с небесным миром, давно стал одним из символических образов, к которому часто обращались писатели и поэты разных эпох: В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.А. Ахматова. Это символ верности в любви, поэтического дара, мудрости. При этом лебедь остаётся представителем мира природы, её совершенным творением, которое люди не всегда способны оценить и, как следствие, пощадить. Мне кажется, что внутренний мир людей, их духовная жизнь или бездуховность глубже всего раскрываются именно через отношение к природе, к её созданиям, столь же прекрасным, сколь и беззащитным, – к животным и птицам, таким, как лебеди. Для литературы XX и XXI столетий тема взаимоотношений человека и природы, а точнее, тема бесчеловечного отношения людей к природному миру, является одной из самых важных.

01

Владимир Высоцкий обращается к образу лебедей в стихотворениях о любви: в «Песне о белом и чёрном лебеде», написанной как подражание фольклорному произведению, и «Балладе о двух погибших лебедях» –трагической истории о любви, смерти и бессмертии, в которой столкновение двух миров: природного и человеческого – приводит к катастрофе.

Предмет нашего исследования – столкновение мира природы и человека в стихотворении В. Высоцкого «Баллада о двух погибших лебедях».

Объект исследования – стихотворение В. Высоцкого «Баллада о двух погибших лебедях» в сопоставлении с произведениями Андрея Дементьева («Лебединая верность»), Полин Джонсон («Лебединая песнь»), Бориса Васильева («Не стреляйте белых лебедей»).

Цель исследования – выявить особенности раскрытия темы взаимоотношения человека и природы в стихотворении В. Высоцкого «Баллада о двух погибших лебедях», обозначить её связь с традициями литературы XX века.

1. Образ лебедя в мифологии, народных и литературных сказках

Лебеди – традиционный образ для мифологии и фольклора, в нём воплощены красота, чистота, возвышенность, мудрость, верность. По представлениям древних, в образе лебедя способна странствовать по небу человеческая душа. Лебеди связаны с миром богов. Именно лебедем, согласно древнегреческому мифу, обернулся Зевс, поражённый красотой Леды, дочери царя Фестия. От этого союза родилась Прекрасная Елена. В созвездие Лебедя был превращён Аполлоном сын бога Гелиоса Фаэтон, который не смог управлять огненной колесницей своего отца. Древнеславянский бог солнца Ярила также появлялся в сопровождении лебедей – наиболее почитаемых славянами птиц.

Во время свадебного обряда, провожая невесту в дом жениха, её подруги пели обрядовые песни-плачи о «белой лебеди», которую «ушиб, убил» «ясен сокол», где за образом лебеди скрывалась невеста, а за соколом – её суженый…

Мифологические представления легли в основу волшебных сказок, в которых происходит превращение людей в этих прекрасных белых птиц. Порой лебеди, связанные с миром богов, несут угрозу человеку, помогая Бабе-Яге («Гуси-лебеди»).

02

В литературных сказках разных авторов лебеди всегда оказываются на стороне светлых сил добра, помогая ему восторжествовать над злом. Такова Царевна-лебедь из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина:

Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

В прекрасных белоснежных лебедей превратились юные принцы из сказки Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди», хотя злая мачеха мечтала превратить их в стаю ворон, – внутренняя чистота героев отразилась в их внешнем облике.

В сказке «Гадкий утенок» автор повествует о непростом детстве птицы, о её столкновении с жестокостью, чёрствостью, бездушием других птиц, в которых мы без труда узнаём пороки мира людей. Но малыш смог пройти через нелегкие испытания и стать самой прекрасной птицей, самым красивым лебедем и … «был даже рад, что перенес столько горя и бед. Он много вытерпел и поэтому мог лучше оценить свое счастье».

2. «Ну и забава у людей…» Баллада В. Высоцкого о бессмертной любви

Счастье героев баллады В. Высоцкого «Песня о двух погибших лебедях» было недолгим: оно длилось «миг единый», и всё потому, что убийство лебедей – это «забава» для людей…

03

Стихотворение начинается с резкого звука трубящих рогов: «Скорей, скорей», – люди торопятся на охоту, словно на праздник… Уже в названии произведения отражается его трагический финал: лебеди названы «погибшими». Высоцкий не даёт читателю никакой надежды на спасение лебедей: у охотников, «ловчих», душа «из жил воловьих свита», а значит, нет в них жалости, ничто не остановит людей, которые пришли убивать ради забавы… Они способны только уничтожать и разрушать мир природы.

Цель охоты обозначена в следующей строфе, где автор горестно восклицает:

Ну и забава у людей –
Убить двух белых лебедей!

Мчатся ввысь смертоносные стрелы: «У лучников намётан глаз»… Поэт рассказывает о происходящем отрывисто, употребляет слова, характеризующие низость, ничтожество людей, которые пришли убивать ради забавы и имёют большой опыт в этом деле: свита «копошится», души у ловчих «без затей» сделаны «из жил воловьих».

04

И вдруг интонация стихотворения и поэтическая лексика меняются, ведь поэт рассказывает о мире, принадлежащем лебедям, мире, который он резко противопоставляет земному, человеческому.

Прекрасная птица жила «под солнцем – там, где синих звезд без счета», а влюблённый в неё лебедь устремился за ней, «в густую трепетную синь». Лебеди – прекрасные, белые, чистые, верные, грациозные птицы, подобно ангелам летали высоко в небе и «как раз сегодня повстречались».

Образы ангелов, воплощение чистоты и святости, дважды возникают в стихотворении: «Лишь ангелам и стонам» «возможно будет долететь» туда, где летала прекрасная лебедь и где её настиг любимый. Перед роковым выстрелом поэт прямо сравнивает лебедей с «двумя белыми ангелами». Поэт, обращаясь к влюблённому лебедю, призывает его «воспарить», раскинув крылья, «скользя по божьим склонам».

Люди, поднявшие руку на лебедей, совершили святотатство. Но они никогда не осознают этого. Им дана власть над природой, власть силы: « Из-за кустов, как из-за стен, следят охотники за тем, чтоб счастье было кратко». Высоцкий противопоставляет охотников и их жертв – лебедей, возводя между ними непроходимую стену. Лебеди только «сегодня повстречались», но успели полюбить друг друга, а люди этих чувств не видят, не понимают, да и не хотят понимать. Птицам было суждено испытать счастье на один «яркий миг», который и стал их «песней лебединой»…

05

Возможно, люди сами могли бы чему-нибудь поучиться у этих прекрасных созданий, ведь зачастую животные могут любить друг друга глубже, сильнее, чем те, кто возомнил себя хозяевами природы. Виновники «паденья» лебедей (Высоцкий не употребляет слова «смерть») ни на секунду не задумываются, что обрывают самый счастливый момент их жизни. Люди устало и как-то просто «утирают пот со лба», будто выполнили какую-то тяжёлую и важную работу. И поэт оставляет их, ведь раскаяния не будет.

Всего пара выстрелов, и безжизненные тела птиц падают на землю… Но влюблённые лебеди остались вместе: «на седьмом, на высшем небе счастья». Высоцкий не позволяет людям победить лебедей, разлучив их. Он дарит своим героям бессмертие, позволяет сбыться «последней мольбе»: «Остановись, мгновенье!», называя стих о лебедях «вечным».

06

Таким образом, в балладе Высоцкого столкновение двух миров – природного и человеческого – проводит к катастрофе, однако лебеди остаются непобеждёнными, ведь их любовь бессмертна. Люди на фоне лебедей, их высоких чувств, кажутся ничтожными, жалкими, отталкивающими и… мёртвыми, потому что душ у них нет.

В том же 1975 году, когда была написана баллада Высоцкого, Андрей Дементьев написал «Лебединую верность». Героям стихотворения «было светло и радостно в небе вдвоем», но из-за чьего-то выстрела лебедь навсегда лишился своей любимой. И вот небо становится «грустнее», некому своей красотой согреть сердце несчастного лебедя. Он везде искал ее, не мог улететь в теплые края, потеряв самое дорогое, он стал одинок. Лебедь извинялся перед своей любимой «за чужое зло», за собственное бессилие: «его крыло, счастья не спасло». Он не видел смысла продолжать жизнь без подруги, любя ее всем своим чистым лебединым сердцем, лебедь вновь поднялся к облаку и, сложив бесстрашно крылья, «на землю упал».

07

В стихотворении Дементьева нет охотников: «кто-то выстрелил» – и всё… В центре его внимания не человеческая бездуховность, а «лебединая верность». Он не сталкивает два мира так явно, как Высоцкий, но рассказывает о том, к чему привело злодейство безвестного стрелка. Поэт желает одного: чтоб жили лебеди и от белых стай мир стал добрее, чтобы прекрасные птицы летели в светлый мир людей.

Оба произведения пронизаны любовью лебедей друг другу, любовью, которую люди пытаются разрушить, но их чувства настолько сильны, что даже человеку не под силу разлучить их.

3. Трагедия на Ниагарском водопаде

К счастью, мир не без добрых людей, хороший пример тому – Джимми и мистер Даффи из рассказа американской писательницы Полин Джонсон «Лебединая песнь», в котором столкновение двух миров, как и в стихотворении В. Высоцкого, показано ярко, во всей его жестокости.

08

В начале рассказа мы вместе с героями, мальчиком Джимми и его отцом мистером Даффи, любуемся «прекрасными белоснежными лебедями из большой, огромной стаи». Лебеди приближаются, и мы видим «царственное величие каждой птицы в ослепительно белом оперении, ярко-красный, словно июльский мак, клюв, их грациозно вытянутые вверх шеи», а потом с ужасом ждём беды, но не от людей, а от самой природы: «спокойные воды» «обманчиво» притихли над водоворотами, «темный притаившийся поток готовил им западню». Природа у Полин Джонсон может быть очень разной, в ней, как и в мире людей, может таиться зло, но в этом зле нет расчёта, коварного замысла. Лебеди устали и не смогли долететь до безопасного места. «Истекающая кровью, перебитая стая» «на коварном ледяном обрыве» - это несчастный случай, в котором никто не виноват… Джимми и его отец потрясены. Но у трагедии были и другие очевидцы…

09

Мы видим жестокую, бездушную, ставящую на первое место материальные ценности толпу, которая ради большой суммы денег готова убивать, сносить все на своем пути… После падения с водопада птицы очень ослабли, большинство погибло, а последних выживших добивали существа, которых трудно назвать людьми. Они хуже животных. В отличие от них, на мой взгляд, у представителей мира природы есть душа, они умеют любить, сочувствовать.

Лебеди ещё живы, хотя большинство оказались искалеченными, они еще могут чувствовать, но их последние чувства – это ужасная боль, беспомощность, а они ведь всего лишь хотели вернуться домой. У толпы души нет, ни у кого даже мысли не было спасти птиц. Они были полны жадности, жестокости, жажды убивать и убивать как можно больше для получения собственной прибыли (20 долларов за щтуку!), они думают исключительно о себе. О судьбах других, тем более каких-то там птиц, они ничуть не задумываются.

Среди всей этой озверевшей толпы есть только два настоящих человека: Мистер Даффи и его сын Джимми. Им не нужны деньги, полученные за тела птиц. Они хотят спасти хотя бы одного лебедя, помочь ему, вылечить его, выкормить его.

Мистер Даффи насчитал 116 погибших или добитых птиц. Джимми бросился к последнему выжившему лебедю, загородил его своим маленьким худым телом от занесенной дубинки. К счастью, его удалось спасти; пока лебедь жил у семьи Даффи, он окончательно окреп, а потом смог вернуться к своим собратьям. Финал у рассказа светлый: лебедь спасён, а Джимми никогда не станет похожим на человека из толпы, ведь чистота, искренность, доброта сближают его с миром природы. Люди в рассказе словно проходят испытание. И выдерживают его лишь Джимми и его отец. В отношении к лебедям, к постигшей их беде проявляются главные человеческие качества: жажда наживы любой ценой (толпа), сострадание, самоотверженность, милосердие (Джимми Даффи).

10

4. Лебяжье озеро Егора Полушкина

Егора Полушкина из романа Бориса Васильева с таким печальным и пронзительным названием: «Не стреляйте белых лебедей» – можно назвать человеком с лебединой душой, чистым и искренним сердцем.

Главного героя в поселке все звали «бедоносцем», считая, что он приносит только беды, но на самом деле он просто хотел сделать этот мир краше. Он уже не ребенок, он взрослый человек, но душа у него такая же чистая, полная любви к природе, ко всем живым существам. Он не испытывает чувства злобы, ненависти, он хочет раскрасить этот мир яркими красками, сделать все живым, привлекающим внимание, но окружающие не понимают его. В большинстве случаев Егор выполнял работу добросовестно, очень аккуратно, но всегда проявлял фантазию, из-за этого он не мог долго продержаться на одном месте, его отовсюду выгоняли.

И вот наконец Егор нашел свое призвание – он стал лесничим. Вместе с сыном они повесили правила поведения в лесу, написанные стихами.

11

Столкновение двух миров, конфликт, и очень острый, в романе тоже присутствует. И, как и Джимми Даффи из «Лебединой песни», Егор оказывается ближе природному миру. Ведь он защитник природы. Такой защитник необходим: в повести поднимается очень важная и сложная тема браконьерства. Подобно толпе из «Лебединой песни», люди из романа Бориса Васильева равнодушно и безжалостно расправляются с беззащитной природой: жгут муравейник, который мешает отдыхать, обдирают стволы лип ради прибыли… А дети живут так же: двоюродный брат Кольки, развлекая одноклассницу Катеньку, готов утопить маленького щенка… Вспоминаются горькие слова В. Высоцкого: «Ну и забава у людей…». Сын Егора, Колька, мальчик с глубокими доверчивыми глазами, был таким же чистым и честным, как его отец. Ради того чтобы Вовка не утопил ни в чем не виноватого щенка, Колька отдал ему свой компас.

Егор Полушкин очень отличался от остальных людей. Его главная мечта – вернуть Чёрному озеру прежнее название – Лебяжье. Когда ему выпала возможность отправится в Москву, вместо того, чтобы «ходить по ГУМам и ЦУМам «, первым делом он отправился в зоопарк посмотреть на слона. После своего выступления он снова отправился в зоопарк и все-таки добился, чтобы ему продали лебедей. На них Егор потратил все деньги…

12

Егор и погиб как истинный защитник природы, как герой, пусть ему и не удалось никого спасти… Наступила осень…Егор сперва наведывался к лебедям ежедневно, потом стал ходить реже. Заболел совсем не вовремя … Уснуть все никак не мог, за лебедей переживал. И волнения его были не напрасны. Около полуночи он услышал выстрел и как можно скорее отправился к озеру. Поняв, что выстрелы доносятся оттуда, Егор подумал о лебедях, что «подплывали на людские голоса, доверчиво подставляя крутые шеи». «Быстрее лошади» он добежал до озера… Придя к озеру, «стал, хватая ртом воздух, в миг какой-то успел увидеть, что над огнем вода в кастрюльке кипит, а из воды две лебединые лапы выглядывают. И еще троих лебедей увидел — подле. Белых, еще не ощипанных, но уже без голов. А в пламени пятый его лебедь сгорал: деревянный. Черный теперь, как озеро…»

Лишившийся надежды Егор до последнего требует у преступников документы, но это бесполезно… Они пытаются его купить, дать ему взятку, но Егор – человек честный. Пока он еще мог говорить, он требовал документы, но после этого его били снова и снова, пока не перестал хрипеть…

13

Среди преступников Егор узнал Федора Ипатыча, «родственника», отца Вовки, но не стал говорить об этом следователю, он простил его… Егор вспомнил свою молодость, все, что ему пришлось преодолеть в этой жизни, но ни на кого он зла не держал, улыбался всем и радовался, что ничего плохого он никому не сделал, поэтому умирать ему было легко…

После многих испытаний, вопреки боли и предательству, непониманию людей Егор продолжал оставаться человеком и радоваться жизни, продолжал любить и прощать всех. Прожив жизнь, он не стал черствым, бездушным человеком, как это обычно бывает, он остался человеком с прозрачной, чистой, лебединой душой. И после смерти он исцеляет искалеченные души окружающих: один из убийц, которого Егор не выдал, ходит на его могилу и красит скромный памятник…

И Борис Васильев, как Владимир Высоцкий своим лебедям, дарит герою бессмертие: его душа «в хлопотливом лепете осинников, в сосновых вздохах», «в июньском краснолесье» — во всём, что он так любил.

Заключение

В балладе Владимира Высоцкого, как в произведениях других авторов: Андрея Дементьева, Полин Джонсон, Бориса Васильева, сталкиваются человеческий мир – злой, жестокий, бессердечный, и мир природы – прекрасный, чистый, наполненный любовью. Два этих противоположных мира находятся в постоянном конфликте.. Результаты этих столкновений катастрофичны: как правило, гибнут самые чистые и беззащитные… Люди убивают лебедей просто так, для забавы, а прекрасные птицы ничего не могут с этим сделать, но, несмотря ни на что, они не бросают друг друга и готовы умереть, чтобы всегда быть вместе.

Но среди жестоких, бездушных существ, называющих себя людьми, есть и положительные герои, которые видят мир иначе, не так, как все, и ради спасения и защиты природы готовы на многое. Например, Егор Полушкин, который получил очень тяжелые травмы, пытаясь привлечь к ответственности преступников, и скончался в больнице, простив своих убийц. Джимми и его отец спасли жизнь прекрасной птицы, защитив ее от озверевших людей.

14

Люди редко любят животных, редко понимают их, редко дорожат ими. Но ведь животные, какими бы они ни были, домашние это животные или дикие, заслуживают любви, доверия, сострадания, уважения. Многие бесчеловечно обращаются с живыми существами, пользуясь тем, что они абсолютно беззащитны. А между тем люди могли быть более внимательными и тогда непременно увидели бы, что представители природного мира умеют любить друг друга так, как очень редко могут любить люди. И неслучайно символами чистой и преданной любви являются лебеди.

Лебеди – образ идеальный, возвышенный, царственный. Это символ любви, верности, благородства. При этом в произведениях В.Высоцкого, А. Дементьева, П. Джонсон, Б. Васильева они просто хотят жить, любить, украшать этот мир, но человек уничтожает их, ради забавы или выгоды, пытается разлучить, но этого не удается сделать: чувства лебедей настолько сильны, что, где бы они ни были, они будут вместе…

Просто взять и убить… Просто так… Для забавы… Или материальной выгоды…Ни одно животное на это не способно, а человек способен… Но если человек совершает такой поступок, имеет ли он право называться человеком?

Список использованной литературы и источников

  1. Высоцкий, В.С. Баллада двух погибших лебедях / В.С. Высоцкий / [Электронный ресурс ] // Режим доступа: http://kacmanat.ru/vsv/vvtxt/75.7.htm.
  2. Джонсон, Полин. Лебединая песнь / Полин Джонсон / [Электронный ресурс ] // Режим доступа: http://www.modernlib.ru/books/dzhonson_polin/zateryanniy_ostrov_i_drugie_istorii/read/
  3. Дементьев, А. Лебединая верность / А. Дементьев / [Электронный ресурс ] // Режим доступа: http://www.100bestpoems.ru/item_info.php?id=4065.
  4. Лебеди в мифологии / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://p-i-f.dreamwidth.org/444679.html
  5. Мифология и история Древней Греции. Леда. песнь / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://godsbay.ru/hellas/leda.html
  6. Андерсен, Г.Х. Сказки / Г.Х. Андерсен. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.
  7. Васильев, Б. Л. Не стреляйте белых лебедей / Б.Л. Васильев. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1982.

Славянская азбука и её великие создатели

Мое представление о том, что такое взятка и почему надо за это наказывать?

Автор работы: ученица 7 «Б» класса, Д.Н.
Учитель: Сухая Ольга Андреевна, учитель русского
языка и литературы высшей квалификационной категории

Работа республиканского конкурса сочинений «Будущее страны – в моих руках»

Моё представление о том, что такое взятка и почему надо за это наказывать?

Князь Горчаков: И что же происходит в России?
Карамзин: Как обычно… Воруют-с…

Исторический анекдот

Взятки давать запрещалось, но без взяток ничего не
делалось да и не могло делаться.

Н.С. Лесков, «Сим воспрещается…»

Знаменитый русский писатель Николай Семёнович Лесков называл взятку «старинным злом», добавляя, что, несмотря на грозящую по закону кару «за мздоимство», никто ничего не боялся… Речь идёт даже не о прошлом – о позапрошлом веке! Неужели мздоимство, называемое теперь взяточничеством, то страшное зло, когда один человек подкупает другого с целью добиться своего обманом, существовало в России всегда? Неужели оно непобедимо в нашем обществе?

Перенесёмся в XVII век, время действия «Повести о Шемякином суде». Судья Шемяка трижды вынес решения в пользу бедняка, действительно виновного в том, что была искалечена лошадь, погибли невинный ребёнок попадьи и больной старик… Безусловно, несчастный крестьянин и его жертвы вызывают сочувствие. Тем не менее, осознав, что ему придётся судиться сразу с тремя «потерпевшими», бедняк думает именно о том, как подкупить судью! И взяткой становится… завёрнутый в плат камень… Камень этот, как мне кажется, воплощает заложенное во взятке зло – холодное, тяжёлое, страшное, способное сломать жизнь и даже отнять её…

Уроки истории позволяют сделать печальные выводы о том, что воровство, лихоимство (вымогательство) и, конечно, взяточничество порой приводило к трагическим последствиям государственного масштаба. Грешил этим любимец Петра Первого Александр Меньшиков… Воровали и бесчинствовали и при других императорах: Крымская кампания, начатая Николаем I, была проиграна во многом именно из-за того, что воровали все – от старших интендантских чинов до младших… «Воруют-с»…

Да что говорить, «мшелоимство» (взяточничество, вымогательство) упоминается в древних текстах христианских книг! И это справедливо, ведь это явление, в основе которого лежит ложь, безнравственно, губительно для души каждого: и того, кто даёт, и того, кто требует и берёт.

Обратимся к современности, когда по-прежнему, как и любой грех, взяточничество имеет тяжёлые последствия не только для задействованных лиц, но и для ни в чём не повинных людей. Можно взять в качестве примера студента мединститута, который не учился как следует, но давал взятки и благополучно окончил вуз. Будет такой безграмотный врач допущен к лечению людей. Страшно подумать, что произойдёт дальше…

Или преступник, который подкупает судью, остаётся на свободе и продолжает действовать! В этом случае, конечно, больше ответственности на том, кто берёт взятки и попустительствует, позволяет

Или преступник, который подкупает судью, остаётся на свободе и продолжает действовать! В этом случае, конечно, больше ответственности на том, кто берёт взятки и попустительствует, позволяет творить зло. Ведь долг представителей закона обязывает их беречь общественный порядок.

Взяточничество на государственном уровне приводит к тому, что высшие чины продвигаются по службе, не имея на это никакого права. И вот люди, не имеющие достаточных знаний и опыта, могут стать главами предприятий и целых городов.

Я убеждена в том, что за взяточничество нужно непременно наказывать, так как это приводит к беде. Людей, которые имеют эти преступные намерения, должен остановить страх наказания. Но лучше всего внушать уже подрастающему поколению мысль о пагубности последствий этого явления. Пока не поздно…

В мире произведений Александра Сергеевича Пушкина

Иван Константинович Айвазовский

Эжен Делакруа

Каспар Давид Фридрих

Уильям Тернер

Тамара Карсавина

Закон в нашей жизни

Автор работы: ученица 10 «Б» класса, Г.В.
Учитель: Сухая Ольга Андреевна, учитель русского
языка и литературы высшей квалификационной категории

Работа республиканского конкурса сочинений «Будущее страны – в моих руках»

Закон в нашей жизни

Две вещи поражают моё воображение:
Звёздное небо над головой
И нравственный закон внутри нас

И. Кант

Великий немецкий философ Иммануил Кант высказал необыкновенно важную для нас, современных людей, мысль… А ведь в самом деле: что может быть поразительнее звёздного неба? Так ли часто мы смотрим в него? Чаще, наверное, нас увлекает мир виртуальный, просторы Интернета, кажущиеся необозримыми… Мир, создающий иллюзию жизни… Но задумываемся ли мы над этим? Увы, нет… Мы становимся далеки от настоящего, живого мира, забывая, что у компьютера, электронной машины, даже у самого дорогого и престижного телефона нет того, что есть у природы… У звёзд… Они вечны, вечна их красота… Это небо видели наши предки, его видим мы, пусть и не замечая его красоты, и, надеюсь, его увидят те, кто будет жить после нас. Будет жить, если мы сохраним природу и сохраним себя в этом мире.

Что значит сохранить себя? Мне кажется, речь здесь должна идти именно о нравственном законе, о той особой экологии души, о которой как-то не говорят между собой люди, только начинающие жить. Мы знаем, что калечить природу нехорошо, гибельно для нас, что нельзя мучить беззащитных животных, что человечество само приближает свой конец, загрязняя воздух и воду, вырубая леса, разбрасывая повсюду мусор… Мы превращаем мир в одну громадную свалку… А при этом многие ли задумываются, как постепенно, год за годом, мы такую же свалку делаем из собственной души?

Нравственный закон, мне кажется, это то, с чего начинается человек как личность. Это та система ценностей, без которой он не представляет своей жизни, которой он руководствуется в своих мыслях и поступках. Это то, что должно лежать в основе кодекса государственных законов. Когда-то в Нагорной проповеди Христос учил людей: «Не убий, не укради…» А разве не эти деяния считаются преступными и сейчас?

Фёдор Михайлович Достоевский, великий гуманист, создал роман, обличающий преступление именно как безнравственное явление, имеющее в основе своей безнравственную теорию. Родион Раскольников, отравленный воздухом Петербурга, задавленный бедностью и потрясённый поступком младшей сестры, готовой пожертвовать своей жизнью, свободой, счастьем ради него, решается преступить именно нравственный закон. Согласно его теории, человек исключительный, «право имеющий», может разрешить себе перейти эту грань ради достижения великой цели. И сама жизнь опровергает эту теорию. Жизнь, имя которой – Сонечка Мармеладова, с её христианской моралью, с её уверенностью, что Бог для неё «всё делает». Правда Сони становится правдой Раскольникова в эпилоге, хотя он ещё не открыл Евангелие… Но сон, страшный сон о трихинах, о хаосе, охватившем мир, лишённый нравственного закона, он уже видел…

Необходимость закона в нашей жизни бесспорна. И того закона, который должен быть в каждом из нас, и свода законов, охраняющего нашу жизнь от преступных посягательств: от насилия, от грабежа, от убийства… И каждый из нас должен понимать, что он является частью целого мира, общества, в котором он живёт, и даже в мыслях нарушать законы этого общества он не имеет права. И его душа не просто его дело. Долг каждого сохранить свою душу чистой, светлой, доброй. В такой душе может родиться только протест против ужасов, совершаемых безнравственным человеком.

И, наверное, если мы начнём думать о том, как сохранить в нашем жестоком мире, где так часто творится беззаконие, нравственность, то, что завещано нам предками, с такой любовью и благоговением смотревшими на звёздное небо, то мир станет лучше. Нравственный закон внутри нас должен быть таким же незыблемым, как звёздное небо над головой Иммануила Канта.