Текстовые документы (разворачиваются при нажатии)
Урок русского языка в 8 классе
Тема: «Неопределенно-личные предложения: строение, стилистические функции»
Скачать презентацию по теме урока, 1.3 mb
Цель урока: закрепление знаний учащихся об односоставных неопределённо-личных предложениях.
Задачи:
Использованные структуры: ТАЙМД РАУНД РОБИН, модель Фрейер, КОНЭРС, ДЖОТ ТОТС, ТИК-ТЭК-ТОУ, ТАЙМД ПЭА ШЭА, КОНТИНИУС РАУНД РОБИН.
ЭТАП ПЕРВЫЙ. ОРГМОМЕНТ. Формулировка цели урока.
Учитель.
На слайде представлены предложения. Определите, к какому типу они принадлежат. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
Иду домой. Идёшь со мной? Сюда идут! Сейчас в дверь постучат.
Тема нашего урока: Неопределенно-личные предложения: особенности строения, стилистические функции.
Запишите её, пожалуйста, в тетради.
Теперь обсудите с участниками команды, какую цель мы поставим перед собой на этом уроке.
Спасибо.
ЭТАП ВТОРОЙ. Актуализация прежних знаний учащихся об односоставных и двусоставных предложениях.
1. Работа с моделью Фрейер, обмен мнениями, выступление групп
Учитель. Прежде всего, давайте вспомним, что такое односоставное предложение и какими особенностями оно обладает. Возьмите листы А4 со стола, сверните их, запишите обязательные и необязательные характеристики предложения, примеры и противоположные примеры
Односоставное предложение
2. КОНЭРС
Учитель.
На доске четыре предложения. Определите, к какому типу они принадлежат. (односоставные определённо-личные с обобщённо-личным значением)
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Тише едешь – дальше будешь.
Что посеешь, то и пожнёшь.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Теперь подумайте, какая из данных пословиц ближе вам (10 секунд).
Не обсуждая выбор с товарищами, запишите выбранную вами пословицу в тетради.
Возьмите тетради и подойдите к тому углу, в котором находится ваша пословица.
Найдите партнёра по плечу.
Обсудите в парах, почему вы выбрали данный угол.
Помните, что вы ответственны друг перед другом.
Начинает тот, у кого волосы светлее.
А сейчас участники, которые слушали, поделятся мыслями своего партнёра.
Подойдите к партнёру не из вашего угла и обсудите с ним свой выбор.
Пожалуйста, поблагодарите друг друга.
Спасибо. Займите, пожалуйста, свои места.
3. ДЖОТ ТОТС
Учитель. А сейчас повторим то, что мы уже знаем об односоставных предложениях.
4. ТИК-ТЭК-ТОУ
Теперь члены каждой команды прочитают первое предложение, затем второе, третье и четвёртое предложение.
5. Теперь возьмите из конверта карточки с заданиями, вам предстоит доказать, что перед вами именно определённо-личные предложения.
Расскажите о своих предложениях партнёру по плечу
6. Какую же стилистическую функцию выполняют определённо-личные предложения?
РАУНД РОБИН
Рассмотрите примеры на слайдах и выскажите своё мнение партнёру по плечу, начиная с первого участника (10 секунд).
Определенно-личные предложения в сравнении с двусоставными придают речи лаконизм, динамичность; не случайно этот тип односоставных предложений ценят поэты: Люблю тебя, Петра творенье! (П.); Гляжу назад - прошедшее ужасно, гляжу вперед – там нет души родной! (Л.); Всюду родимую Русь узнаю (Н.); Стою один среди долины голой (Ес.).
ЭТАП 3. Закрепление пройденного о неопределённо-личных предложениях.
ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН
Учитель. Возьмите конверт № 2. Рассмотрите предложения, записанные на карточках.
Почему эти предложения называются неопределённо-личными? Чем в них выражено сказуемое? Кто совершает действие? Может ли безличное предложение быть нераспространённым?
Партнёр по плечу расскажет своему партнёру о своём предложении. Теперь меняемся ролями.
Дополним ответы учащихся: Распространённость у неопределённо-личных предложений будет обязательной характеристикой, как правило, распространены они бывают дополнениями либо обстоятельствами.
Предлагаем учащимся подумать над вопросом: что бы произошло, если бы таких предложений не было в русском языке?
2. ТАЙМД РАУНД РОБИН.
Разберёмся, какую функцию выполняют неопределённо-личные предложения в разных стилях речи.
Обратите внимание на слайд, обсудите ответ в команде.
В научном стиле использование неопределенно-личных предложений диктуется стремлением автора обратить внимание на характер действия, например при описании опытов:
Смесь взбалтывают и подогревают. Затем в сосуд добавляют... Полученную массу охлаждают.
Подчеркнута яглагольность неопределенно-личных предложений придает им динамизм, создает благоприятные условия для использования в публицистическом стиле:
Сообщают из Киева...; Из Дамаска передают... Особенно эффективно употребление неопределенно-личных предложений в качестве заголовков газетных материалов: «Наживаются на беспошлинном ввозе сигарет»; «Пятятся назад» (о международной политике); «Неугодных убирают»; «Где отмывают деньги».
3. А как используются неопределённо-личные предложения в художественном стиле?
Рассмотрим фрагмент рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Текст с печатной основой.
1. Был конец ноября.
До самого Гибралтара пришлось плыть среди бури с мокрым снегом.
Но плыли вполне благополучно.
Пассажиров было много, пароход был похож на громадный отель со всеми удобствами.
2. Жизнь на нем протекала размеренно.
Вставали в тот ранний час, когда так медленно и неприветливо светало над серо – зеленой водяной пустыней, волновавшейся в тумане.
- Накинув пижамы, пили кофе, шоколад, а затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие.
3. - До одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша свежестью океана.
- В одиннадцать – подкрепляться бутербродами с бульоном.
4. - Подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, более разнообразного, чем первый.
- Следующие два часа посвящались отдыху.
- Какие виды односоставных предложений преобладают в тексте?
- Какова их роль в данном тексте?
Каждый член команды рассматривает свою часть текста (см. номера абзацев).
4. ПАРКОВКА – итог урока
Какие вопросы у вас возникли? Что бы вы ещё хотели узнать о неопределённо-личных предложениях? Ваши пожелания, размещённые на парковке, станут билетиками на выход.
Домашнее задание: найдите в тексте стихотворения М.И. Цветаевой односоставные неопределённо-личные предложения, определите их роль в создании художественных образов.
Б. Пастернаку
Рас-стояние: версты, мили…
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Рас-стояние: версты, дали…
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это — сплав
Вдохновений и сухожилий…
Не рассорили — рассорили,
Расслоили…
Стена да ров.
Расселили нас как орлов-
Заговорщиков: версты, дали…
Не расстроили — растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас как сирот.
Который уж, ну который — март?!
Разбили нас — как колоду карт!
24 марта 1925
НОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» РосНОУ
ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Урок с использованием метода комментированного чтения. 5 класс.
Слушатель программы повышения квалификации
«Современные образовательные технологии
в преподавании русского языка как неродного»,
«108» час., направление подготовки «Лингвистика»
Сухая Ольга Андреевна
Научный руководитель (тьютор)
Бурцева Татьяна Альбертовна, к.ф.н.,
доцент кафедры русского языка как иностранного К(П)ФУ
Москва – 2013
Свет добра. Нравственные уроки рассказа Полин Джонсон «Лебединая песнь»
Урок внеклассного чтения в 5 классе.
Цели:
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
Оборудование: мультимедийная презентация, тексты произведения (на столах).
«Что с нами стало?! Кто и за что вверг нас в пучину зла и бед? Кто погасил свет добра в нашей душе? Кто задул лампаду нашего сознания, опрокинул его в темную, беспробудную яму?..»
В.П. Астафьев.
О человек, творение природы,
В волшебный мир вокруг себя вглядись,
С мольбой к тебе леса, земля и воды:
Остановись, остановись, остановись!
А. Яковенко.
Ход урока.
Звучит «Лебедь» Сен-Санса.
Слово учителя. Это музыкальное произведение Сен-Санса называется «Лебедь».
Беседа.
Слово учителя. Самым поэтичным и многозначным символом в древнегреческой мифологии и литературе был белоснежный лебедь Аполлона, это птица поэзии и поэтов, вообще поэтического вдохновения, творчества, песнопений и певцов.
Выступление ученика: история фразеологизма.
Впервые это выражение встречается в одной из басен легендарного баснописца Древней Греции Эзопа: «Говорят, что лебеди поют перед смертью». Поэт имел в виду легенду, согласно которой лебеди, эти непевчие, «молчащие» птицы, за несколько мгновений до смерти обретают голос, и это предсмертное пение лебедей удивительно красиво.
В Древнем Риме этот образ был также очень популярен: известный оратор Цицерон так пишет о речи, произнесенной за мгновение до смерти его современника: «Это было подобно лебединой песне».
После Цицерона словосочетание «лебединая песня» стало устойчивым; употребляется оно как синоним шедевра, вершины творчества или иного яркого, значимого для человека поступка, совершенного им в конце своей профессиональной карьеры или жизни [2].
Слово учителя. Рассказ о писателе
В жизни, в творческой судьбе Полин Джонсон, канадской поэтессы и новеллистки, и немало удивительного, почти легендарного. Первая писательница-индеанка, на пороге XX века, в наиболее суровую пору вымирания культуры аборигенов, она заговорила о ее важности для Америки. Европейски образованная девушка, Полин на протяжении всего своего творчества остается, по ее словам, индеанкой «по темпераменту, по закону, по собственному выбору». Прочно утвердившись как поэт, свое самое главное слово она смогла сказать уже на исходе нелегкой, стремительной жизни в жанре новеллы. И наконец, забытая на долгие годы, она сегодня по праву считается классиком канадской литературы. И, пожалуй, самое необычайное — это неповторимая личность Полин. Невозможно понять и вполне оценить вклад Полин Джонсон в литературу вне ее эпохи и ее жизни. Наверное, в сплетении индейского и англо-канадского начал и скрыта отгадка удивительной судьбы Полин Джонсон, или Текайонваке (по-ирокезски «Двойной Вампум»), — имя, которым она предпочитала себя называть [1].
Обратите внимание, что имя нашего урока – «Свет добра». Как вы понимаете эти слова, взятые из высказывания Виктора Петровича Астафьева? Тема нашего разговора: «Нравственные уроки рассказа Полин Джонсон «Лебединая песнь».
Формулировка цели урока: Итак, какую цель мы ставим перед собой на сегодняшнем уроке? Познакомиться с рассказом Полин Джонсон «Лебединая песнь» и рассмотреть нравственные проблемы, которые писатель ставит перед нами, читателями.
Этап 3. Комментированное чтение рассказа (в сокращении).
(…) с делами было покончено, и в два часа они уже стояли на самом краю пропасти, любуясь знаменитым Ниагарским водопадом. Столб туманной мглы, сверкающие радуги, гигантские потоки воды, скачущие и рычащие, словно миллион волков, — все кружилось, вертелось перед глазами Джимми, как в чудесном сне.
Вокруг бурлили и ссорились разгневанные стремнины, в яростном споре сцепившиеся с гранитными берегами, а поверх этих шумных дебатов вдруг донеслось далекое, но чистое музыкальное эхо, словно сотни ртов засвистели в унисон.
— Что это? — воскликнул мистер Даффи.
— Не знаю, — ответил мальчик, пристально вглядываясь в бурлящие воды неискушенными детскими глазами…
"Затерянный остров и другие истории"
Мистер Даффи прикрыл глаза от солнца и наблюдал. Он увидел, как на спокойные воды, обманчиво притихшие над водоворотами, опускались один за другим прекрасные белоснежные лебеди из большой, огромной стаи. Река была готова втянуть их усталые тела в свои воды. Лебеди медленно погружали в воду крылья, не в силах взмахнуть ими. Они вяло стелились над рекой, а темный притаившийся поток готовил им западню, стремясь прижать их к своей груди.
— Джимми! Джимми! — воскликнул мистер Даффи. — Это лебеди. Смертельно усталые лебеди.
У Джимми захватило дыхание. Стая великолепных птиц незаметно надвигалась на них. Они уже могли разглядеть царственное величие каждой птицы в ослепительно белом оперении, ярко-красный, словно июльский мак, клюв, их грациозно вытянутые вверх шеи.
— Папа! — охрипший голос мальчика задрожал. — Ой, папа, как ты думаешь, им не опасно лететь над нами? — Просьба, мольба в голосе мальчика выдавали его испуг.
— Конечно, нет! — ответил мистер Даффи, хотя в тоне его ответа не чувствовалось уверенности. И после недолгой паузы он произнес со стоном: — Джимми, они погибли! Они не видят грозящей опасности, но даже если бы увидели, у них не хватило бы сил подняться выше. Ох, сынок, если б только мы могли помочь им!
Беседа.
Послушайте, как звучит Ниагарский водопад
(Отмечаем, с одной стороны, опасность, которую таит разбушевавшаяся стихия, угрозу, предчувствие скорой катастрофы, с другой – поражающую нас красоту лебедей и вместе с тем хрупкость, уязвимость этой красоты: лебеди «прекрасные», «белоснежные»; «смертельно усталые»…)
Джимми продолжал стоять, не шелохнувшись, не отрываясь глядя на птиц, а сердце его ровно и громко стучало. Теперь уже любой мог понять, что величественный батальон птиц приговорен.
— Ох, Джимми, какая жалость! — прошептал мистер Даффи.
Но мальчик не откликнулся. У него на глазах бешеный гигантский поток подхватил доверчивых птиц и с неистовой, устрашающей силой увлек их к самому краю водопада. Потрясенный мальчик зажмурился и бросился ничком на камни. До его ушей донесся странный, нечленораздельный вой толпы.
…Перекрывая яростный шум Ниагарского водопада, несся жалобный предсмертный крик белоснежных птиц и возгласы собравшихся зрителей. На коварном ледяном обрыве лежала истекающая кровью, перебитая стая — всё, что осталось от великолепного отряда, спешащего домой. Их несчастные поломанные ноги, свернутые шеи, распластанные тела, вызывающие сострадание предсмертные судороги могли бы растопить каменные сердца. Никогда уже эти прекрасные лебединые шеи не вытянутся грациозно, чтобы одарить пугливым свистом апрельское небо. Их лебединая песнь была спета, сладкоголосый хор их смолк навсегда.
(Полин Джонсон называет лебедей «доверчивыми птицами», они беспомощны перед страшной силой потока, который искалечил их, но что это за крики слышат Джимми и его отец мистер Даффи? Может быть, люди тоже потрясены увиденным? Может быть, они бросятся на помощь несчастным птицам и постараются спасти тех, кого ещё можно спасти?
Когда Джимми с отцом прибежали на место, толпы людей, кто с камнями, кто с палками — что попало под руку, — спустились на лед и добивали беспомощных птиц, в коих еще теплилась искра жизни. Они выхватывали их друг у друга, ругались, ссорились. Ни слова жалости или сожаления по случаю ужасной катастрофы, ни малейшего желания спасти уцелевшие экземпляры этой редкой прелестной птицы. Джимми заметил, что несколько лебедей каким-то чудом не пострадали, но, прежде чем он успел до них добраться, более сильные взрослые люди накинулись на ослабевших, перепуганных лебедей и забили их насмерть.
— Перестаньте! Перестаньте! — кричал Джимми. — Эти птицы не ранены! Спасите их! Отпустите!
— Как бы не так! — рявкнул здоровенный мужчина с лицом прожорливого злого духа. — Да эти птицы стоят по двадцать долларов за штуку! Лично я заберу всех, какие попадутся.
И последние из тех, что еще пытались подняться и распластать свои чудесные крылья, одна за другой падали снова на землю, пока не остался один-единственный лебедь.
С быстротою дикой кошки Джимми кинулся к забившей крыльями жертве и загородил ее своим худым детским телом от занесенной дубинки.
— Только попробуйте ударить этого лебедя! — крикнул он сердито, оглядываясь с возмущением на потенциального убийцу.
— Привет, петушок! Тебе тоже захотелось заработать двадцать долларов? — ощерился тот.
— Вовсе нет, мне захотелось спасти этого лебедя, и я его спасу! — крикнул во весь голос Джимми. — Это моя птица!
— Да, конечно, Джимми, — грустно сказал его отец, подходя к ним. — Она одна осталась в живых. Я насчитал сто шестнадцать погибших или добитых.
Джимми снял с себя куртку, завернул в нее благородную птицу и осторожно понес к подъемнику…
(Нас поражает мужество маленького мальчика, Вряд ли этот «здоровенный мужчина» испугался бы мистера Даффи, ведь на его стороне была толпа, которая потеряла разум из-за денег (Двадцать долларов за штуку!) Маленький, «худенький» Джимми сумел отвоевать лебедя, спас жизнь птице. Его отец не показал такой силы характера, он лишь сожалел о том, что произошло с лебедями, и считал убитых птиц, ужасаясь жестокости толпы).
Так уж случилось, что спасти эту прекрасную птицу, единственную, которая уцелела из целого отряда великолепных белоснежных, летевших на север лебедей, выпало на долю Джимми Даффи.
— Какой ты красавец! — говорил лебедю Джимми. — Оставайся, живи у нас, если тебе нравится, а когда захочешь, можешь улетать куда тебе надо. Ты у нас на свободе, а не в тюрьме.
На другое утро лебедь все еще оставался во дворе у Джимми… …его грустные, удивленные глаза и поникшие крылья говорили красноречивее слов об усталости и перенесенном несчастье.
Многие жители городка советовали Джимми посадить лебедя за решетку или отослать его в музей…
…но Джимми всем отвечал:
— Нет уж! Я видел, как они умирали. Я не хочу, чтобы и мой лебедь умер от разрыва сердца.
Проходили день за днем, а лебедь все оставался у Джимми и казался довольным и счастливым.
Но вот занялась заря одного особенно яркого майского дня. Около полудня раздался отчетливый музыкальный, совершенно особый свист. Услышав его, Джимми бросился к боковой двери. Его лебедь, вытянув высоко вверх шею, расправил свои царственные крылья и поплыл вверх, вверх, вверх… Джимми следил за ним глазами, полными печали, но одновременно и несказанной радости, пока лебедь не превратился в светящуюся, белую точку, уплывающую на север в поисках своих собратьев.
Формулировка выводов по рассказу.
Финал у рассказа светлый: лебедь спасён, а Джимми никогда не станет похожим на человека из толпы, ведь чистота, искренность, доброта сближают его с миром природы. Люди в рассказе словно проходят испытание. И выдерживают его лишь Джимми и его отец. В отношении к лебедям, к постигшей их беде проявляются главные человеческие качества: жажда наживы любой ценой (толпа), сострадание, самоотверженность, милосердие (Джимми Даффи).
Рассказ «Лебединая песнь» заставляет задуматься о том, к чему приводит жажда наживы и бессердечное, варварское отношение к природе. Нравственные уроки Полин Джонсон – это уроки доброты, сострадания, милосердия, мужества.
В качестве домашнего задания предлагаем учащимся написать сочинение-размышление на тему: «Можно ли назвать рассказ «Лебединая песнь», написанный почти сто лет назад, современным, актуальным для нас?»
На заключительном этапе урока звучит песня А. Пахмутовой на стихи Р.Рождественского «Просьба» в исполнении Кати Рябовой (Детское Евровидение, 2009).
Список использованной литературы и источников.
Примерный план анализа пейзажного стихотворения (средние классы):
Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» (6 класс)
Выразительно читаем «Весеннюю грозу» и предлагаем поразмышлять над тем, какие чувства возникают при чтении этого стихотворения. Шестиклассники называют радость, восторг, стремление любоваться красотой весенней природы.
— Что еще поэт рассказывает о весне? О грозе? (Это самое начало мая, и гроза, которая описана в стихотворении, первая, неслучайно поэт подчеркивает, что «в небе голубом» «грохочет» «первый гром»).
— Какое поэтическое средство использует поэт, изображая гром? (Снова находим олицетворение: гром наделяется качествами живого существа).
Увидеть созданные Тютчевым образы, а следовательно, глубже постичь смысл произведения, помогает устное словесное рисование. Предлагаем учащимся рассказать, что возникает в их воображении при чтении первой части и на кого, по их мнению, похож «весенний первый гром». Шестиклассники говорят, что он напоминает жизнерадостного, озорного ребенка, резвящегося в небе. Находим во второй строфе эпитет, подтверждающий эту мысль («Гремят раскаты молодые…»)
Отмечаем еще одну важную особенность первой строфы: поэт прямо выражает свое отношение к весенней грозе: «Люблю грозу в начале мая…»
— Что еще в стихотворении «Весенняя гроза» резко отличает его от стихотворения «Чародейкою Зимою…» (обратим внимание на глаголы в обоих произведениях, на их функцию – то, что они обозначают)? (Немногочисленные глаголы в стихотворении «Чародейкою Зимою…»: «стоит», «блестит», «мещет», «вспыхнет», «заблещет» – не передают движения, картина, нарисованная поэтом, неподвижна: заколдованный зимой лес спит. Это подчеркивают и эпитеты: «белая бахрома» снега названа «неподвижною», «немою». В «Весенней грозе», наоборот, глаголов множество: «люблю», «грохочет», «гремят», «брызнул», «летит», «повисли», «золотит», «бежит», «не молкнет», «вторит», «скажешь», «пролила». Они обозначают и чувство, и движение, и звуки - все то, из чего складывается образ весенней природы во время грозы).
— Как построено стихотворение? (Оно состоит из четырех строф).
Вновь логика нашего анализа подчинена развитию авторской мысли: вслед за поэтом мы анализируем строфу за строфой, рассматривая картины, которые рисует Тютчев в каждой из трех строф, изменения в них, поэтические средства, делающие их яркими, выразительными, живописными.
— Куда же направлен взгляд лирического героя во второй строфе? Что он описывает? (Небо, в котором «гремят раскаты молодые», а потом «брызнул» «дождик» - так ласково говорит о нем поэт, «пыль летит»).
— Как вы понимаете выражение «повисли перлы дождевые»? Какие нити «золотит» солнце? Что дает этот образ стихотворению? (Перл – жемчужина; Тютчев капли дождя сравнивает с драгоценными нитями жемчуга, повисшими в воздухе и золотящимися в лучах весеннего солнца. Так создается праздничный, ослепительный, роскошный образ, придающий стихотворению особую выразительность).
— Куда переносится взгляд лирического героя в третьей строфе? (С неба на землю).
— Как передается движение времени во втором и третьем четверостишиях? (В строках «Вот дождик брызнул, пыль летит, \\ Повисли перлы дождевые, \\ И солнце нити золотит» видно, как начинается гроза, и постепенно веселая весенняя суета охватывает всю природу: «Все вторит весело громам»).
— Какими поэтическими средствами это передается? («С горы бежит поток проворный»; «все вторит весело громам» - олицетворения, подчеркивающие одухотворенность природы. Поэт изображает «поток проворный», «бегущий с горы», «птичий гам», который «не молкнет» «в лесу», а затем соединяет в одной строке «и гам лесной, и шум нагорный» (горный), которые «весело» «вторят», то есть откликаются, отвечают весенней грозе). Найдите в «Весенней грозе» примеры использования звукописи, уже знакомой нам по стихотворению «Чародейкою Зимою». Какую роль она играет? (Повторение звонких согласных – аллитерация – передает раскаты грома).
— К кому лирический герой обращается в заключительной строфе? Как вы понимаете смысл последнего четверостишия? (В последнем четверостишии поэт обращается к невидимому собеседнику, который хорошо знаком с античной мифологией, ведь «ветреная Геба» – богиня-виночерпий, которая должна ухаживать за орлом Зевса).
— Как вы понимаете смысл эпитета «громокипящий»? Как, по-вашему, образовано это слово? (Тютчев соединил два слова: «гром» и «кипящий» – значит, «громокипящий» означает «кипящий громом», «гремящий», «грохочущий». Вспоминаем выражение «раскаты грома» и обобщаем наши наблюдения: тютчевский гром грохочет так, словно что-то кипит в громадном небесном сосуде).
— Как же связан это образ с картинами, нарисованными в предыдущих строфах произведения? (Поэт рассказывает, как воспринимали грозу древние греки, как они объясняли себе это явление).
— Какую роль играет в стихотворении заключительная строфа? Спорит или соглашается лирический герой со своим собеседником? (Делаем вывод, что в стихотворении два взгляда на грозу: взгляд лирического героя, который наделяет природу чертами живого существа, душой, чувствами, и его собеседника, который, как предполагает лирический герой, может понять эту картину по-своему. С другой стороны, мифологические образы в заключительной строфе придают звучанию стихотворения торжественность, возвышенность, а пейзаж, нарисованный в ней, обретает особую, таинственную прелесть, ведь глядя на него, невозможно поверить, что такая красота могла возникнуть сама по себе).
В заключение даем учащимся послушать фрагменты из музыкального цикла П.И. Чайковского «Времена года» и предлагаем выбрать музыкальные иллюстрации к стихотворениям «Чародейкою Зимою…» и «Весенняя гроза» и объяснить свой выбор.
Примерный план анализа лирического произведения (старшие классы).
Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «О вещая душа моя!» (10 класс)
Стихотворение «О вещая душа моя!» позволяет проследить эволюцию мироощущения поэта, установить преемственную связь Тютчева с предшественниками и продолжить рассмотрение вопроса о своеобразии его художественного метода.
Прочитав произведение, беседуем о чувстве, пронизывающем его, и источнике этого чувства. Отмечая торжественное и в то же время тревожное звучание стихотворения, учащиеся предполагают, что тревога вызвана противопоставлением природы и души человека, оказавшегося один на один с самим собой, страдающего от одиночества и внутренней раздвоенности.
Чтобы проследить, как трансформируются в лирике 1850-х годов мотивы и образы ранней лирики Тютчева, сопоставляем «О вещая душа моя!» и «День и ночь» и приходим к заключению, что стихотворения объединены противопоставлением образов дня и ночи, космоса и хаоса, присутствием образов духов и темы рока. При этом день в стихотворении «О вещая душа моя!» «болезненный и страстный», приносящий боль, страдание. Обращаясь к толкованию эпитетов «болезненный» и «страстный», поясняем, что болезнь в лирике Тютчева – особое пограничное состояние, возникающее из-за разобщенности человека с миром и раздвоенности души. Одно из значений слова «страсть» в словаре В.И. Даля – «тоска», романтический символ, также выражающий причастность бесконечному. Следовательно, образ дня в стихотворении «О вещая душа моя!» близок образу ночи в стихотворении «День и ночь».
Следующий этап анализа – определение жанра стихотворения. Обычно учащиеся затрудняются назвать конкретный жанр, поэтому вначале, сосредоточив внимание на композиции, интонации и образно-поэтической системе произведения, предлагаем им ряд вопросов по первой строфе: о значении и стилистической принадлежности эпитета «вещая» и слова «бытие», эмоциональной окраске и изобразительно-выразительных средствах, смысле заключительных строк четверостишия.
Делаем выводы. Первая строфа представляет собой восклицательное предложение, его торжественное звучание подчеркнуто анафорой – троекратным повтором междометия «о», - старославянизмами «вещая» («предвидящая будущее») и «бытие» и метафорическим образом «сердца, полного тревоги», которое бьется «на пороге как бы двойного бытия». Зыбкость границ между двумя мирами передает слово «как бы».
Какой образ, характерный для «ночной» поэзии Тютчева, мы находим в глубине человеческой души? Это образ хаоса, следовательно, «как бы двойное бытие» воплощает противоборство космического и хаотического начал в мире и человеческой душе.
Вспомним, в каких произведениях Тютчева в душе героя также обнаруживается хаос, разрушающий внутреннюю гармонию? (Учащиеся приводят примеры из любовной лирики поэта).
Анализируя вторую строфу, указываем на ее значение и место в стихотворении, прослеживаем воплощение авторской мысли в интонации, поэтическом синтаксисе, других средствах выразительности и делаем вывод о композиционных особенностях стихотворения.
Вторая строфа, раскрывающая драматизм переживаний лирического героя на границе «двух миров», занимает в стихотворении центральное место, а его смысловым и композиционным центром является строка «Так ты – жилица двух миров». Отсюда принцип построения произведения – ступенчатая композиция, градация. Эмоции нагнетаются эпитетами «болезненный и страстный», «пророчески-неясный» (синоним эпитета «вещая» из первой строфы) и сравнением сна с «откровением духов». Антитеза дня и ночи, сна подчеркивается тире, присутствующим в трех строках, и анафорой: «твой день» – «твой сон». Словно оставаясь незавершенной, строфа заканчивается многоточием.
Определенную сложность для понимания учащихся-билингвов представляет выражение «откровение духов». Обратившись к словарю В.И. Даля, поясняем, что оно обозначает «вдохновение, наитие, вразумление свыше», исходящее от «бесплотных обитателей недоступного нам духовного мира».
Важный этап анализа второго четверостишия – беседа о символе сна, в ходе которой делаются выводы, что это особое состояние отвлечения от реальности «дневного мира», когда человек проникает в великие тайны мироздания, сливается с природой, становясь частью космоса и заглядывая в бездну хаоса. Уточняем, что такое познание подчинено интуиции, а не рассудку.
В классе с хорошей литературоведческой и лингвистической подготовкой при анализе заключительной строфы обращаем внимание учащихся на присутствие в ней библейских образов Христа и Марии (даем необходимые комментарии) и на изменение состояния лирического героя, воплощенное в мотивах смирения и покаяния.
Углублению восприятия стихотворения и установлению связи с традициями предшествующей поэзии может способствовать сопоставительный анализ со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…», обоснованный литературоведческой и методической традицией.
В обоих произведениях находим мотив романтического двоемирия, тему одиночества человека в мироздании, символический образ сна - ухода от реальности, таинственный образ ночи; сближаются они и мотивом усталости лирического героя, мечтающего о недоступной гармонии с миром, Богом и самим собой.
Обобщая наши наблюдения, сформулируем основную идею стихотворения «О вещая душа моя!» и сделаем выводы об изменениях, коснувшихся лирики Тютчева 1850-х гг.
Отметим, что, по И.С. Аксакову, в стихотворении раскрывается «тьма противоречий между признаваемым, сочувственным» душе поэта «нравственным идеалом и жизнью, между возвышенными запросами и ответом». Таким образом, в произведении обнажается процесс глубоких переживаний, «тончайший психологический самоанализ»; оно рассказывает о разрыве чувств, о тревожных прозрениях, об искалеченной душе, стремящейся пойти разными путями с телом, о противостоянии в мироздании основополагающих начал: жизни и смерти, космоса и хаоса, дня и ночи. При этом надежда на примирение с жизнью оказывается иллюзорным выходом, поскольку душа не надеется на успокоение и освобождение, а страсти понимаются как «роковые», неизбежно сопутствующие человеку. Вновь обращаем внимание на появление в поздней лирике Тютчева евангельских образов, мотивов умиротворения, смирения, покаяния и при этом усиление трагизма и безысходности.
Заключительный этап анализа – выяснение жанровой специфики стихотворения и черт, сближающих его с произведениями классицистов и романтиков. Высокий поэтический стиль, торжественное звучание, обращение к тайнам мироздания сближает его с классицистическим жанром духовной оды, которая в истории литературы предшествовала возникновению философской лирики. Подчеркиваем, что творчество Державина сыграло особую роль в поэтической судьбе Ф.И. Тютчева. Так, «О вещая душа моя!» напрямую перекликается с одним из державинских произведений: «Что так смущаешься, волнуешь, \ Бессмертная душа моя? \ Отколе пламенны желанья? \ Отколь тоска и грусть твоя?»
Трагическое мировосприятие, мотивы одиночества, сна, двоемирия, обращение к интуитивному познанию – черты, присущие романтической поэтике.
Жизнь прожить – не поле перейти…
Стихотворения Юрия Живаго
Урок-исследование с использованием элементов технологии
развития критического мышления через чтение и письмо
Скачать презентацию по теме «Урок по Б.Л. Пастернаку» (13,0 Mb)
Данный урок был представлен на районном этапе конкурса «Лучший учитель года города Казани – 2013».
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством Бориса Леонидовича Пастернака, лирическим циклом «Стихотворения Юрия Живаго».
Задачи:
Оборудование: опорный конспект, мультимедийная презентация, тексты стихотворений Б.Л. Пастернака, музыкальные фрагменты из фильма «Доктор Живаго» (режиссёр А. Прошкин): «Встреча в церкви», «Реквием»; запись голоса Б.Л. Пастернака, читающего стихотворение «Сказка».
Структура урока базируется на использовании опорного конспекта, в который учащиеся вносят свои наблюдения над текстами трёх стихотворений цикла: «Гамлет», «Зимняя ночь», «Сказка». Выводы становятся звеньями одной цепи, подводят к общему выводу урока (результату исследования) на этапе рефлексии. В ходе урока используются разные виды анализа поэтического текста.
Привлечение средств разных видов искусства, словарная работа («Гамлет»), сравнительно-сопоставительный анализ произведений, углубляющий восприятие учащихся, обращение к фольклорным, библейским образам позволяют включить произведения Б.Л. Пастернака в историко-культурный контекст.
Работа с опорным конспектом является основополагающей, так как таким образом осуществляется сотворчество ученика и учителя.
1. На первом этапе знакомим учащихся с опорным конспектом, который будет помогать нам на каждом этапе работы, обращаем их внимание на лежащие перед ними тексты стихотворений Б.Л. Пастернака, затем озвучиваем имя урока: Жизнь прожить – не поле перейти.
Предлагаем поразмышлять над смыслом этих слов: Мы часто произносим эти слова. Как вы их понимаете? (Слайд 1)
Указываем, что это строчка одного из произведений Бориса Леонидовича Пастернака, поэта, писателя, переводчика (Слайд 2), лауреата Нобелевской премии, творчеству которого и посвящен наш урок, и знакомим учащихся с темой урока – СТИХОТВОРЕНИЯ ЮРИЯ ЖИВАГО.
Обращаем внимание на то, что у стихотворений, к которым нам предстоит обратиться, два автора: Борис Леонидович Пастернак – знаменитый русский поэт – и Юрий Андреевич Живаго – главный герой одноименного романа Пастернака, его духовной автобиографии, поэт-дилетант, врач, человек, способный любить, бороться, противостоять всему миру, перевёрнутому революцией, очень сложный, сомневающийся и в то же время очень цельный.
После смерти Юрия Живаго остаются записки и стихи, которые он писал всю жизнь. «Стихотворения Юрия Живаго» составляют последнюю, заключительную главу романа. Цикл из 25 стихотворений открывает «Гамлет».
2. Прежде чем обратиться к тексту стихотворения, проводим лексическую работу со словами, которые могут быть неясны учащимся: Авва Отче, чаша, фарисейство (Слайды 3-4).
Предлагаем учащимся послушать стихотворение и подумать, почему оно так называется.
Для создания эмоционального настроя на восприятие стихотворения «Гамлет» чтения учителя сопровождается «Реквиемом» из фильма «Доктор Живаго» – данный музыкальный фрагмент отвечает тональности лирического произведения (Слайд 5).
Предлагаем подумать над смыслом названия стихотворения, над ассоциациями, которые вызывает образ Гамлета:
— Как вы понимаете его название – «Гамлет»? Какие ассоциации он у вас вызывает? Как вы его воспринимаете? (Слайд 6).
Учащиеся вспоминают знаменитую трагедию Шекспира, монолог «Быть или не быть», говорят о трагической обреченности героя, его одиночестве.
На этом этапе урока начинаем работу с опорным конспектом. На Слайде презентации представлена анимированная таблица, которая заполняется в ходе анализа стихотворения. При этом учащиеся, увлечённые литературой, делающие самостоятельные глубокие обобщения, выполняют эту работу самостоятельно, другие ученики переносят в свои таблицы вариант, заранее подготовленный учителем.
— Каким же «Гамлет» предстает в стихотворении? Что испытывает лирический герой? Кто он такой? Принц Датский? (обоснуйте, опираясь на текст) (Слайд 7).
Приходим к выводу, что лирический герой испытывает боль, страдания, страх, он актер – отсюда театральная символика.
— Что мучает его? Как вы понимаете первые строки второй строфы? Что воплощает в себе эта ночь (темнота в зрительном зале) для Гамлета?
Героя мучают страх, одиночество, неизвестность, предчувствие трагической судьбы – неслучайно сумрак ночи «наставлен» на него «тысячью биноклей на оси», это словно дула тысячи ружей… В зрительном зале не видно зрителей, оттуда веет угрозой, враждебностью.
— К кому он обращается с мольбой? О чём просит?
— Что, по вашему мнению, символизирует чаша?
Отмечаем, что во второй строфе возникает прямая ассоциация с Христом, который обращается с мольбой к Отцу, Авва Отче, и чаша воплощает жизнь, полную страданий и жертв.
— Как вы понимаете смысл заключительной строфы? Какие мотивы звучат в ней?
Одиннадцатиклассники называют одиночество, противостояние враждебному миру, мотив жизни-пути.
— В чём трагедия пастернаковского Гамлета?
Жизнь-театр, судьба человеческая написана свыше, и лирический герой вынужден выполнять чужую волю.
3. Переходим к анализу следующего стихотворения и отмечаем, что ещё один ключевой символический образ романа и лирического цикла - образ свечи. (Слайды 8-9).
Снова звучит музыка из фильма, учитель читает фрагмент романа, отражающий историю создания стихотворения «Зимняя ночь».
«Они проезжали по Камергерскому. Юра обратил внимание на черную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало.
«Свеча горела на столе. Свеча горела...» — шептал Юра про себя начало чего-то смутного, неоформившегося, в надежде, что продолжение придет само собой без принуждения. Оно не приходило» (3, 82).
После чтения учителем «Зимней ночи» беседуем с учащимися о том, какие чувства вызывает это стихотворение, какие ассоциации возникают при его прочтении и чем оно отличается от «Гамлета».
— В нём нет театральности, роковой предопределённости событий. Нет одиночества, страха и боли. Почему? (Слайд 10)
— Можно ли говорить, что состояние лирического героя противоположно тому, что испытывает Гамлет?
Обращаемся к символическим образам стихотворения.
— Обратите внимание на образ метели. Что она символизирует, как вы думаете?
— Вспомните, в каких еще произведениях образ метели является сквозным? Вспомните «Метель» Пушкина. Что она воплощает?
Судьбу.
— А буран из «Капитанской дочки»?
Вспоминаем первую встречу главного героя с Пугачёвым и события повести, в которой буран символизирует стихийную, злую силу народного гнева.
— А в поэме Блока «Двенадцать»?
Революционную стихию.
— Какой образ противостоит метели в «Зимней ночи»? Что символизирует свеча?
Любовь, противостоящую стихии зла, холода, ночи, смерти.
— Какой символический образ, прямо не названный, также противопоставлен стихии зла?
Образ дома.
— Чем является дом для лирического героя и его возлюбленной?
Это приют, спасение, укрытие, защита от социального мира (Слайд 11).
— Какая любовь здесь воплощена – земная или небесная, возвышенная? Есть ли в стихотворении небесные образы? Что воплощает ангел?
Приходим к заключению, что поэт возвышает земную любовь, делает её святой, ведь она единственное спасение в охваченном революционными преобразованиями мире, любовь – ангел хранитель для героев стихотворения.
4. На следующем этапе сообщаем учащимся, что евангельские образы присутствуют во многих стихотворениях цикла, часть из них прямо написаны на библейские сюжеты.
Фрагмент стихотворения «Сказка» прочитает автор (звучит запись голоса Пастернака, читающего «Сказку») (Слайд 12).
— Стихотворение называется «Сказка». Почему?
— Какова его эмоциональная тональность по сравнению с «Гамлетом»?
— Почему? Как это связано с мироощущением лирического героя? Кто он такой? (воин).
— Лирический герой ассоциативно напоминает Георгия Победоносца. Как вы думаете, почему?
— А ведь имя главного героя – Юрий – инвариант имени Георгий.
— Что символизирует дракон, как по-вашему? (зло)
— Можно ли назвать воина из «Сказки» подобным Гамлету?
— Чем отличается лирический герой этого стихотворения от предыдущих?
Он осознанно противостоит злу, проявляя решительность и мужество.
5. На заключительном этапе анализа напоминаем учащимся, к каким выводам мы уже пришли. (Слайд 14).
— Как же меняется отношение лирического героя к жизни?
— Какую эволюцию он проходит?
— Что для него означают слова: «Жизнь прожить – не поле перейти?»
Жизнь требует от человека осознанного выбора своего пути, мужества в борьбе со злом и мудрости в принятии своей судьбы.
Таким образом, на этапе рефлексии мы возвращаемся проблемному вопросу, связанному с именем урока, что обусловливает его кольцевую композицию.
Объявляем учащемся, что домашнее задание – на обороте опорного конспекта – эссе на тему «Гамлет открыт всему человечеству. Им может, в принципе, оказаться каждый» (А. Синявский) (Слайд 15).
Творческое домашнее задание предполагает философское осмысление материала урока и обращение к личному опыту учащихся.
Завершая урок, напоминаем учащимся, что мы начали его с «Гамлета». Образ этот вечен, и каждое поколение понимает его по-своему. Предлагаем послушайть его в исполнении Владимира Высоцкого, который сумел удивительным образом передать эмоциональный накал стихотворения Пастернака (Слайд 16). Обращение к В. Высоцкому в финале урока позволяет усилить эмоциональное воздействие творчества Пастернака.
Приложение 1
Фамилия, имя
Стихотворение | Эмоциональная тональность | Лирический герой: кто он, какой он? | Образы-символы |
«Гамлет» | |||
«Зимняя ночь» | |||
«Сказка» |
Домашнее задание
Напишите эссе на тему: Гамлет открыт всему человечеству. Им может, в принципе, оказаться каждый. (А. Синявский).
Скачать презентацию по теме «Урок по Б.Л. Пастернаку» (13,0 Mb)
Видеоролики, презентации (открываются в всплывающем окне)