Сайт Сухой Ольги Андреевны, канд. пед. наук,

учителя русского языка, литературы и мировой художественной культуры

+7 (843) 523-46-44

МБОУ «Гимназия № 20 "Гармония"»

Философская лирика Ф.И. Тютчева в 10 классе

По выражению Ю.М. Лотмана, художественный мир относится к тексту так, как инструмент к сыгранной на нем пьесе», однако чаще всего художественный мир динамичен, подвержен эволюции и находится под постоянным воздействием текстов, создаваемых с его помощью. Лирика Ф.И. Тютчева в этом отношении является исключительным явлением, поскольку, при всем разнообразии красок, она остается стабильной в своих структурных особенностях, что и позволяет его произведениям складываться в единый текст [5, с.593].

Изучение философской лирики Ф.И. Тютчева в аспекте романтической поэтики в школах с родным (нерусским) языком обучения Республики Татарстан

Изучение философской лирики Ф.И. Тютчева – наиболее сложный этап изучения монографической темы в 10 классе. Предлагаем начать его с чтения и анализа стихотворения «День и ночь», поскольку, по мнению исследователей, именно оно содержит ключ ко всей поэтической системе раннего Ф.И. Тютчева. Овладению основными понятиями философской лирики поэта лучше всего соответствует форма урока-практикума.

Развитие познавательных способностей учащихся на уроках литературы (на примере изучения творчества Ф.И. Тютчева)

По мысли Ю.М. Борева, художественное произведение – «это целая вселенная духа» [1: 3]. Задача учителя – сделать так, чтобы эта «вселенная» стала частью внутреннего мира юного читателя, обогатила его. Данная проблема становится еще более значительной, когда «вселенная духа» сосредоточена в нескольких поэтических строках философского произведения, смысл которого и взрослому человеку открывается не сразу.

Образы татарской мифологии и фольклора в системе анализа лирики Ф.И. Тютчева в школах Республики Татарстан

Обращение к данной теме связано с необходимостью поиска современных подходов к изучению русской литературы в поликультурной образовательной среде, предполагающих развитие не только филологических, но и общекультурных компетенций учащихся в ходе параллельного изучения русской и родной литератур, а также формирование духовно развитой личности, способной найти и оценить переклички в произведениях национальной и инонациональной литературы и культуры.